Как изменился порядок строительства и регистрации частных домов?
С 4 августа 2018 года изменилась процедура, которую обязаны соблюдать владельцы земельных участков, прежде чем приступить к строительству. Собственникам и арендаторам земли, которые планируют построить частные жилые дома, больше не нужно получать разрешение на строительство. Достаточно сообщить администрации о планах строить или заниматься реконструкцией, направив специальное уведомление. Такие изменения введены вступившим в силу федеральным законом № 340-ФЗ от 03.08.2018. Уведомительный порядок распространяется на индивидуальные жилые дома площадью до 500 квадратных метров. Для домов большей площади действуют другие правила: их владельцам придется получать разрешение на строительство и заказывать проект. С 1 января 2019 года такой же механизм будет применяться и при строительстве садовых домов и дач.
Уведомительный порядок возведения жилого дома совсем не означает, что владелец участка сможет построить на нем все, что угодно. Дом должен быть возведен с учетом действующих норм, ограничений и требований к объекту индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Чтобы не возникло разночтений, в законе оговорено, для каких объектов применяется новый порядок. Объектом ИЖС является жилой дом, имеющий не больше трех надземных этажей и высоту до 20 метров. Он состоит из комнат и бытовых помещений и не может быть разделен на самостоятельные объекты недвижимости.
Что нужно указать в уведомлении о начале строительства дома?
Форму уведомления, которое владелец земельного участка должен направить в администрацию перед началом строительства, еще не утвердили, тем не менее содержание этого документа уже известно.
Предусмотрены три способа подачи уведомления: его можно предоставить в администрацию лично, отправить по почте с уведомлением о вручении или переслать в электронном виде через портал госуслуг.
Администрации дается семь рабочих дней на то, чтобы проверить, насколько указанные в уведомлении параметры индивидуального дома соответствуют требованиям. В результате ведомство выдает заявителю документ о соответствии и возможности размещения объекта ИЖС на участке или о несоответствии и недопустимости строительства дома. Если в оговоренный период владелец участка никакой реакции от администрации не получил, строительство считается согласованным. «В новом законе практически констатирована невозможность отказа, если права на земельный участок оформлены и разрешенное использование земельного участка позволяет возводить на нем объект ИЖС», — отмечает начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Красноярскому краю Елена Кац.
Собственнику, получившему уведомление о возможности строительства, дается 10 лет на то, чтобы построить запланированный объект
В уведомлении о начале строительства указывают:
-
фамилию, имя и отчество собственника или арендатора земли, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность;
-
кадастровый номер земельного участка (при наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
-
сведения о правах на земельный участок (правоустанавливающие документы на землю администрация сама запросит в Росреестре во время проверки);
-
цель подачи уведомления (собираетесь вы начать строительство нового дома или реконструкцию уже существующего объекта);
-
вид использования объекта, который собираетесь построить на участке (частный или садовый дом);
-
запланированные параметры объекта индивидуального жилищного строительства (количество этажей, высота).
Как уведомить администрацию об окончании работ?
После окончания строительства в течение одного месяца собственник обязан поставить администрацию в известность об окончании работ.
В качестве приложений к заявлению предоставляются:
-
квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права;
-
технический план ИЖС (его нужно заказать у кадастрового инженера);
-
соглашение об определении долей в праве собственности на объект ИЖС (для домов, построенных на земельном участке в общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц).
В течение семи рабочих дней администрация проводит проверку, насколько при строительстве соблюдались установленные законом требования, и направляет владельцу участка уведомление о соответствии или несоответствии построенного (реконструированного) объекта требованиям законодательства.
Если объект всем требованиям соответствует, администрация должна поставить построенный дом на кадастровый учет и подать документы на регистрацию прав на объект в Росреестр. Самому собственнику обращаться в многофункциональные центры не нужно.
Изменениями в законодательство вводятся новые требования к одному из обязательных документов при оформлении прав на жилой дом — техническому плану ИЖС (садового дома). Техплан на жилой дом должен подготавливаться на основании:
-
декларации, предусмотренной частью 11 статьи 24 закона о регистрации;
-
уведомления о планируемом строительстве или реконструкции ИЖС;
-
уведомления о соответствии ИЖС установленным требованиям (при наличии такого уведомления).
- Декларация и уведомления в обязательном порядке прилагаются к техническому плану ИЖС и являются его неотъемлемой частью.
Что будет с домами, строительство которых началось до 4 августа 2018 года?
Оформить права на уже построенные до 1 марта 2019 года частные дома можно по действовавшим до недавнего времени правилам. «До этой даты объект ИЖС может быть зарегистрирован без направления в администрацию уведомления о планируемом строительстве или реконструкции и уведомления об окончании строительства или реконструкции объектов», — объясняет Елена Кац.
Для регистрации прав на объект ИЖС до 1 марта 2019 года в многофункциональные центры предоставляют следующие документы:
-
заявление о постановке на кадастровый учет и регистрацию прав на объект недвижимости;
-
правоустанавливающие документы на землю (в том случае если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право собственника на земельный участок, на котором расположен объект ИЖС);
-
квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию;
-
технический план объекта ИЖС, для которого необходимо разрешение на строительство и проект объекта (при наличии) или декларация об объекте недвижимости, предусмотренная частью 11 статьи 24 закона о регистрации (если проектная документация не изготавливалась).
Если до 4 августа 2018 года собственник земельного участка подал заявление, чтобы получить разрешение на строительство, или получил разрешение на возведение частного дома, после окончания работ обращаться за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию ему не придется.